Тема: «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ МАСТЕР-КЛАССА»
1. Мастер - класс - одна из форм повышения квалификации педагога и его преимущества.
2. Технология подготовки мастер-класса.
3. Презентация Мастер-класса.
4. Рекомендации использования формы мастер-класс.
Что означает мастер-класс?
Мастер - человек, достигший высокого мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, - превосходно знающий своё ремесло.
Класс - совокупность людей объединённых общностью интересов.
Из этого следует, что мастер-класс, ярко выраженная форма ученичества именно у мастера, то есть передача ученикам его опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего путём прямого и комментированного показа приёмов работы.
Мастер-класс мы рассматриваем как одну из форм эффективного профессионального обучения как педагогов, проявляющих активность в поиске путей роста своего педагогического мастерства, так и педагогов, которые пассивно относятся к своему профессиональному развитию.
Учитель - мастер представляет собственную методику работы, предполагающую комплекс технологий, техник, методов, приемов, которые являются обобщенным опытом и присущи именно этому педагогу.
Цель мастер - класса обучать, показывать, мотивировать к овладению авторской методикой.
В процессе работы мастер – класса педагоги вовлекаются в рефлексию, делятся своим опытом и переосмысливают свою образовательную практику.
Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:
Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
Мастерство убеждения;
Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
Мастерство владения педагогической техникой.
Технология
Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя.
Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).
Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.
Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
Качественно новый результат – умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.
Таким образом, учитель - мастер раскрывает педагогам авторскую работу по своему предмету. Мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность педагогов, создаёт условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.
Формы мастер - класса:
- в слайдах (этапы работы занятия);
- в игровой (имитационная игра, эстафеты, викторины, брейн – ринги);
-моделирование (слушатели самостоятельно разрабатывают авторские модели занятий и т.п.);
-дидактический материал (схемы, таблицы, карточки, тесты и т.д.);
- видео (музыкальные слайд-шоу, видео - фильмы, видео-уроки и т.п.);
-выставки (методической литературы).
Рекомендации по использованию мастер-класса:
-выбрать тему по интересам конкретно собранной группы;
выбрать форму с учетом интересов, возраста и др. группы;
разнообразить излагаемый материал различными методическими приемами и методами.
Также важно, что мастер-класс является разовой формой работы, которая объединяет небольшие группы учителей, в результате чего можно прогнозировать результативную работу «учеников» мастер класса.
|